
Инженер — это специалист с высшим техническим образованием. В России каждый третий дипломированный специалист с высшим образованием является инженером. Инженеры работают практически в каждой отрасли народного хозяйства: на заводах и фабриках, на шахтах и стройках, в НИИ, в военном деле, в авиации и на транспорте. Они принимают участие в производстве всех материальных благ общества.
Тысячи лет назад на земле уже существовали творения рук человеческих, сделанные рабочими в результате творческого вдохновения и точных математических расчетов инженеров древности (например, водопроводная система и пирамиды в Древнем Египте).
Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении своих задач и в то же время обладающий способностью изобретательства.
Инженер-конструктор отличается от других инженеров тем, что именно он разрабатывает, проектирует конструкцию любых приборов и оборудования.
В зависимости от специализации инженера-конструктора результатом его творческого труда могут быть очень разные технические объекты: от наручных часов и бытовой техники до новейших модификаций самолетов, космических аппаратов, робототехники и компьютеров на биологической основе.
Профессия инженера-конструктора с новой силой востребована в последние годы, особенно на этапе возрождения производства и активизации инновационных разработок в России.
Преимущества профессии: радость технического творчества; относительно высокая и стабильная заработная плата.
Ограничения профессии: напряженная умственная работа; постоянный поиск нестандартных творческих решений.
2. Тип и класс профессии
Профессия инженера-конструктора относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на создание, конструирование, монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами. В этой профессии требуются высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия инженера-конструктора относится к классу эвристических (творческих), она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, конструированием и проектированием. Такая профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Содержание деятельности инженера-конструктора сильно зависит от его места работы и специализации (обычно в организации работает коллектив инженеров, каждый из них имеет свою узкую специализацию).
Инженер-конструктор разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты сложных изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентно способных изделий. При этом он работает с учетом технического задания, стандартов, норм охраны труда и техники безопасности, требований наиболее экономичной технологии производства. Он использует в новых конструкциях стандартизованные детали и сборочные единицы. Инженер-конструктор проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий. Инженер-конструктор составляет кинематические схемы, проверяет рабочие проекты и контролирует чертежи (по профилю работы), снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки. Инженер-конструктор проводит технические расчеты по проектам, экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций. Он рассчитывает риски при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия и другую техническую документацию. Инженер-конструктор изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию, с целью ее использования при проектировании и конструировании.
4. Условия труда
Большую часть времени (на этапе конструирования и разработки новых систем) инженер-конструктор работает в помещении, преимущественно «сидя». На этапе контроля над созданием и апробированием новых систем, а также для контроля технологического процесса инженер-конструктор много времени проводит непосредственно в производственном цехе или лаборатории, в позиции заинтересованного наблюдателя.
Работа скорее малоподвижная. Доминирует высокоинтеллектуальный вид деятельности. Из особых условий следует отметить высокую моральную ответственность инженера-конструктора, поскольку от его работы, способностей, организованности во многом зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.
Главными рабочими инструментами инженера-конструктора являются внутренние средства труда: его интеллект, профессиональные знания и опыт. Другие средства труда, которые он использует: ПК, специальное программное обеспечение, чертежные инструменты.
Инженер-конструктор самостоятельно ставит себе задачи и решает их творчески.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии инженера-конструктора необходимы знания по математике (начертательной геометрии), черчению, физике, информатике.
Квалифицированный инженер-конструктор должен знать:
- основы изобретательства;
- передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования, технические характеристики и экономические показатели лучших образцов аналогичной продукции;
- системы и методы проектирования;
- правила разработки чертежей и другой конструкторской документации;
- применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
- организацию и технологию производства (по своей специализации);
- автоматику и автоматизацию производственных процессов;
- основы систем автоматизированного проектирования;
- основные требования организации труда при проектировании и конструировании;
- основы экономики своей отрасли, организации труда и управления;
- основы технической эстетики и художественного конструирования.
- разбираться в принципах работы технических устройств;
- разбираться в чертежах, разрабатывать и правильно их оформлять;
- пользоваться специальными программами для трехмерного моделирования;
- предлагать большое количество решений одной задачи;
- проводить технические расчеты при конструировании;
- анализировать технической уровень объектов техники и технологии;
- применять современные средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- проводить и правильно оформлять патентные исследования.
Для успешной деятельности в качестве инженера-конструктора необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- аналитичность мышления;
- пространственно-образное и логическое мышление;
- стремление к усовершенствованию существующих предметов;
- выраженная склонность к творческой работе;
- выраженная склонность к работе с техникой;
- зрительно-моторная координация;
- выраженная склонность к работе с информацией;
- склонность к кропотливой работе;
- отлично развитые логические способности;
- способность к концентрации внимания;
- математические способности.
Медицинские ограничения для инженера-конструктора:
- серьезные, некорректируемые нарушения зрения;
- аллергические заболевания;
- нарушение координации движений;
- деформация пальцев рук, нарушение координации движений рук;
- нервно-психические заболевания.
Базовые знания по профессии инженера-конструктора можно получить в профильных учреждениях высшего профессионального образования.
Креативные люди с техническим складом ума приходят в профессию инженера-конструктора разными путями.
Отдельные подростки уже в школьном возрасте увлеченно занимаются техническим моделированием, что-то придумывают, изобретают. Некоторые из них участвуют в программе «Шаг в будущее», выполняют и защищают исследовательские проекты и естественным образом продолжают обучение в техническом образовательном учреждении.
Для других это может быть вторая или даже третья профессия. Взрослые порой стартуют с рабочей технической профессии. Например, конструированием начинают всерьез заниматься слесари-автомеханики с «рационализаторской жилкой».
9. Области применения профессии
Инженеры-конструкторы работают в сфере технического конструирования:
- в автомобильной промышленности;
- в машиностроении;
- в самолетостроении;
- в армии и на флоте;
- в научно-исследовательских институтах и в конструкторских бюро;
- в технологических лабораториях (разработка новых производственных продуктов);
- на производственных предприятиях (конструирование станков, агрегатов, бытовых приборов);
- в коммерческих производственных компаниях.
Возможные пути развития инженера-конструктора.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно двигаться по линии совершенствования своих уникальных профессиональных умений и навыков в рамках конкретной специализации: усложнять проектируемые объекты, изобретать новинки, не имеющие аналогов. В дальнейшем возможна переквалификация на одну из близких профессий (инженер-технолог , прораб), а также смена ведущей трудовой функции с конструкторской на контролирующую, экспертную или консультативную.
Научная карьера
Занимаясь техническим моделированием и конструированием, можно параллельно проводить научно-технические исследования, оформить патент на изобретение, защитить научную работу и получить ученую степень кандидата или даже доктора технических наук. Со временем часть инженеров-конструкторов начинает активно передавать свой опыт подрастающему поколению, заниматься преподаванием. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать у себя коммуникативные умения, дополнительно осваивать такие профессии, как учитель.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что для профессии инженера возможен административный рост: старший инженер, затем главный инженер. При выборе данного направления карьеры инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Поэтому полезно развивать коммуникативные навыки и управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер, проектный менеджер.
11. Родственные профессии
Инженер-технолог.